Блог

Пряжа для жаккарда в стиле Fair Isle.

В нашей реальности нет смысла привязываться к определенному бренду или артикулу пряжи. Сегодня он есть в продаже, а завтра уже нету. Поэтому, имеет смысл разобраться, какая же пряжа больше подходит для вязания жаккарда в стиле Fair Isle, чтобы самостоятельно правильно выбирать материал для своих проектов.

Жаккард в стиле Fair Isle - вид творчества, который появился на далеких Шотландских островах, входящих в Шетландский архипелаг и принадлежащие Великобритании.

Географическое положение и климат предопределили занятость населения этих островов.
Острова омываются Северным морем. Погода нестабильная, постоянные ветра, высокая влажность.
Растительность в основном травянистая, что является прекрасной кормовой базой для овец.

Овцеводство - древнее занятие на островах. Сразу было понятно, что эти животные пригодны не только, как источник мяса. Их шерсть незаменима в суровом климате. Поэтому выращивались породы овец с хорошей шерстью и с высокой продуктивностью. Сейчас в Англии аутентичные породы овец признаны национальным достоянием.

Овцеводство на островах всегда было основным направлением в сельском хозяйстве. А наличие сырья способствовало развитию ремёсел, связанных с изготовлением и использованием шерстяных волокон.

Качественная шерсть - залог высокого уровня пряжи.
Ткали и вязали на островах из пряжи собственного производства - из чистой овечьей шерсти.

Вязали жаккардом для красоты и для уплотнения полотна. А чтобы оно меньше продувалось, подваливали его. Кстати, подваливали не только вязаные, но и тканные полотна.

В таких условиях и появилось известное всему Миру вязание Fair Isle (в честь одноименного острова Шетландского архипелага).

Имея представление о жизни островитян можно предположить, какими свойствами обладала пряжа и как выглядело жаккардовое полотно.

Чистошерстяная, без добавок. шерсть от пород овец, которые прошли селекцию не одно столетие. Полотно не было слишком мягким, но обладало способностью сохранять тепло и отталкивать воду. Рисунки с небольшими повторяющимися рапортами в виде полос разной ширины. В основе любого изделия - труба - вязание по кругу. В местах, где нужны отверстия или вставить другие элементы, вяжутся более плотные участки, в дальнейшем они разрезаются и обрабатываются.
Характерная особенность жаккарда Fair Isle: один ряд - только два цвета (две нити) в работе.

Поскольку всё изделие вяжется жаккардом, то полотно получается как бы двухслойным. И чтобы вещь не получилась слишком толстой, при выборе пряжи это необходимо учитывать.
Оптимальный размер пряжи 200 - 280 метров в 50 граммах.
Но эти цифры не являются основными при выборе пряжи. Необходимо обратить внимание на саму нить, а точнее на плотность волокна.

От плотности волокна в нити зависит и вес, и длина.
Пряжа с разными параметрами, например: 210м./50г. и 230м./50г., при одинаковых условиях (плотность вязания, номер спиц, одно количество петель/рядов) может дать одинаковый результат - изделие одного размера. И наоборот.

У меня есть интересный дизайн варежек ( мастер класс можно приобрести в магазине). Варежки -попережки связаны не жаккардом Fair Isle, другими техниками. Но очень хорошо видно, как при одинаковых условиях: одни руки (плотность), одно описание ( количества петель/рядов), технологии одинаковые, а пряжа использовалась чистошерстяная, но разной толщины интервал размеров 210 - 280 метров в 50 граммах. Размер варежек получился почти одинаковым.

Поэтому, очень важно рассмотреть саму нить и лучше в сравнении.
Если нить плотная - она тяжелее и в 50 граммах её в метрах будет меньше . Если же нить рыхлая, то она лёгкая и намотать её можно больше, а значит и метраж будет больше.

Самая тяжелая пряжа - гребенная. У неё длинное волокно, плотно скрученное, нить гладкая шелковистая. Изделия получаются тяжелыми, но струящимися, блестящими. Такое полотно никогда не подваливается, потому что нет коротких ворсинок. Гребенная шерсть считается сырьем первой (высшей) категории. Используется для дорогих нитей, а следовательно пряжи и тканей. Но такая нить не годится для жаккарда Fair Isle.

А вот из очёса (коротких волокон) производят кардную пряжу. Это уже шерсть второй категории. Замечу, что твидовую пряжу изготавливают уже совсем из остатков.

Для того, чтобы спрясть нить из коротких волокон, шерсть сильно чешут. Кардать шерсть- чесать,вычёсывать, а точнее начёсывать, буквально вспенивать её. Получается такое пушистое облако шерсти. И вот из такого облака прядут сначала предпряжу- ровницу, а потом уже и саму нить, состоящую из разного количества волокон.

Маленькое наблюдение: если нить состоит только из одного волокна, то при вязании (особенно по кругу) полотно может «косить». Поэтому я обращаю на это внимание и выбираю пряжу , как минимум, состоящую из двух волокон.

Кардная пряжа менее прочная на разрыв нити, чем гребенная. А поэтому, сильнее обработана воском или маслами. Это необходимо, что бы нить не рвалась, проходя через множественные станки и лучше скользила. Не важно, в бобине пряжа или в мотке, она всё равно обработана.
Ткать или вязать на спицах такую пряжу удобно, а на ощупь она не самая приятная, да и петли «пляшут».

Поэтому, готовые вещи из кардной пряжи нужно обязательно ОТстирать от пропитки. Не стирать, как деликатную вещь, а именно ОТстирывать. Пропитка, порой, плохо растворяется средствами для стирки шерсти. А вот обычным хозяйственным мылом - всегда.

Сначала ОТстирываем пропитку, выполаскиваем. Затем намыливаем ещё раз (полотно уже хорошо мылится) и слегка подваливаем. Держим намыленное полотно между ладонями и слегка трём его и так всё изделие. Выполаскиваем мыло.

Что происходит? Ворсинки высвободились от пропитки, распушились и во время трения перепутываются между собой. Образуется мягкое шерстяное облако вокруг полотна, в нём много воздуха, оно «дышит». Именно оно и аккумулирует тепло нашего тела.
Петли становятся рыхлыми, выравниваются и создают монолитный рисунок.
Уже потом стирать лучше мягкими средствами для деликатных тканей и использовать кондиционер.

Сушить жаккардовые вещи нужно всегда на блокаторах (шапки, носки, варежки…) или в хорошо расправленном состоянии (свитера, кофты, шали/палантины).

Со временем, жаккардовые чисто шерстяные изделия будут потихоньку уменьшаться в размере. Поэтому не стоит такую вещь вязать строго по фигуре. Лучше сделать небольшой размерный запас, да и теплее будет.

Очень часто говорят, что небольшое количество синтетики в пряже, не повредит жаккарду. Возможно. Но в каждом конкретном случае свои нюансы. Поэтому, обобщать это мнение не буду.

Теперь о палитре. Чтобы художнику написать картину, необходима палитра красок. Чем она шире, тем свободней творец в своей фантазии.
С жаккардовыми узорами такая же история. Чем больше цветов в палитре пряжи, тем больше интересных и необычных сочетаний можно придумать. Но не стоит слишком усердствовать. Если палитра ограничена небольшим количеством цветов, не стремитесь выбирать самые яркие. Обратите внимание на спокойные тона (оттенки серого или бежевого), а в качестве акцента к ним подберите пару ярких.
Помните, некоторые узоры гораздо интересней вязать, чем потом носить на себе.

Раньше использовали пряжу естественных цветов (окрас животного). Потом стали подкрашивать природными веществами (отварами трав, минералами). Теперь красителей для шерсти великое множество. Они прекрасно закреплены и можно не бояться, что цвета затекут друг на друга. Но всё же, я по прежнему НЕ советую сушить жаккард на полотенцах или других тканях. И проверять крепость красок на образцах у пряжи неизвестных брендов.

Кстати, образцы для жаккарда нужно вязать именно теми узорами, которыми задумали вязать всё изделие. Его нужно связать не меньше, чем 20см. Х 20см., постирать, слегка подвалять и высушить в расправленном положении. И всё равно образец будет иметь большую погрешность. Поэтому размеры нужно определять не одной цифрой, а интервалом. И помните об способности жаккардовых шерстяных изделий со временем уменьшаться.

Мир жаккарда бесконечен, он имеет огромный потенциал для творчества. Его нужно только понять и научиться встраивать в свою жизнь.
С уважением, Светлана (penelopa_sn).